ENG

Защита окружающей среды и энергоэффективность

Печать

Группа компаний «Совкомфлот» осознает высокую степень своей ответственности за чистоту окружающей среды и стремится свести негативное влияние на нее к минимуму с помощью внедрения инноваций, снижения энергопотребления и повышения квалификации персонала.

Флот группы компаний «Совкомфлот» соответствует самым высоким экологическим стандартам, учитывающим не только текущие, но и планируемые к внедрению нормы и требования. Группа СКФ пополняет флот энергоэффективными и экологически безопасными судами нового поколения, при строительстве которых широко используются инновационные технологии и решения. Все новые танкеры «Совкомфлота» имеют дополнительный символ класса, подтверждающий высокую степень экологической безопасности судов. Это является еще одним свидетельством ответственного отношения компании к вопросам защиты окружающей среды.

Политика группы компаний «Совкомфлот» в области охраны окружающей среды является составной частью общей системы управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, разработанной в соответствии с Международным кодексом по управлению безопасностью.

Основные цели политики СКФ в области охраны окружающей среды – повышение уровня экологической безопасности флота, а также обеспечение надежного и безопасного оказания услуг пор морской транспортировке грузов.

Политика в области охраны окружающей среды предусматривает проведение следующих мероприятий:

  • экологический мониторинг и аудит; 
  • программы повышения компетенции и осведомленности персонала в области охраны окружающей среды;
  • программы инвестирования в повышение энергоэффективности и экологической безопасности основной производственной деятельности;
  • программы управления экологическими рисками, куда входят идентификация, оценка, реализация природоохранных мер, а также мониторинг и анализ их достаточности.

В группе компаний «Совкомфлот» действует система экологического менеджмента, выстроенная в соответствии с принципами, целями и задачами политики в области охраны окружающей среды. Эта система охватывает деятельность всех сотрудников группы начиная с экипажей судов и заканчивая руководителями высшего звена.

Cокращение выбросов в атмосферу

Основными видами энергоресурсов, потребляемых в результате производственной деятельности группы компаний, являются различные виды судового топлива.

«Совкомфлот» последовательно ведет работу по сокращению объема выбросов в атмосферу. Компания активно участвует в реализации государственной программы внедрения газомоторного (СПГ) топлива на транспорте. По сравнению с традиционными видами судового топлива, использование СПГ позволяет значительно сократить выбросы оксидов серы, оксидов азота, углекислого газа и низкодиперсных частиц (сажи). 

В 2018 году «Совкомфлот» первым в мире приступил к эксплуатации крупнотоннажных нефтеналивных танкеров типоразмера «Афрамакс», использующих СПГ в качестве основного топлива. Этой инициативой «Совкомфлот» задал мировой танкерной отрасли новый стандарт безопасности судоходства.

По итогам 2018 года доля СПГ в общем объеме топлива, израсходованного судами группы СКФ, составила 12% (по сравнению с 7,7% годом ранее).

Для контроля выбросов вредных веществ с отработавшими газами «Совкомфлот» разрабатывает для каждого судна планы повышения энергоэффективности (SEEMP, Ship Energy Efficiency Plan). Помимо этого, компания использует судовое топливо с пониженным содержанием серы, выполняя директиву Совета Европейского союза № 2012/33/ЕС «О сокращении содержания серы в некоторых видах жидкого топлива».

Объем выбросов в атмосферу при работе судовой энергетической установки на сжиженном природном газе, тонн в год

Обращение со сточными водами и отходами

Одним из основных направлений работы в области охраны окружающей среды для группы компаний «Совкомфлот» является сокращение количества сточных вод и отходов, которые попадают в Мировой океан в результате эксплуатации флота. Эта работа проводится согласно внутренним процедурам группы, отражающим требования как международных, так и национальных законодательств.

В настоящее время на судах группы компаний применяется комбинированный метод очистки сточных вод: используются механический, химический, физико-химический (включая электролиз) и биологический методы. Все установки судов имеют одобрения классификационных обществ, которые подтверждают соответствие установок обработки сточных вод требованиям приложения IV Конвенции МАРПОЛ 73/78. Качество сбрасываемой воды подтверждается сертификатом установки сточных вод (Type Approval Certificate).

Обращение с судовым мусором, образующимся на борту судов в процессе производственной деятельности, также организовано в строгом соответствии с требованиями приложения V Конвенции МАРПОЛ 73/78, регламентирующего предотвращение загрязнения моря мусором с судов.

По сравнению с 2017 годом, объем мусора, образованного на судах группы в процессе работы в 2018 году, уменьшился на 27%. 

Повышение энергоэффективности

Снижение энергопотребления способствует минимизации негативного воздействия на окружающую среду. В группе компаний «Совкомфлот» разработана и внедрена программа энергосбережения и энергоэффективности, направленная на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и повышение экологической безопасности флота.

На судах группы регулярно проводятся энергетические аудиты, которые позволяют получить достоверную информацию о расходе топлива и масел и показателях энергетической эффективности работы судовых двигателей внутреннего сгорания и судовых котлов, выявить возможности энергосбережения и повышения энергетической и экологической эффективности судовых энергетических установок.

В течение 2018 года в компаниях группы «Совкомфлот» продолжалась реализация организационно-технических мероприятий, направленных на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и повышение экологической безопасности флота:

  • использование на судах режима Slow Steaming для снижения расходов топлива и выбросов в атмосферу. Результаты его применения показывают, что переходы с низкой скоростью (7-9 узлов) при нагрузках главного двигателя менее 40 % MCR повышают энергоэффективность и экологическую безопасность судов; 
  • определение и использование оптимального дифферента для каждого судна во время балластного перехода с целью достижения минимального расхода топлива главным двигателем. Оптимальная посадка была установлена для каждой серии судов путем проведения теплотехнических испытаний при различных дифферентах. Данное мероприятие применяется на судах компании с 2009 года; 
  • контроль и оптимизация расхода энергии на обогрев и вентиляцию жилых помещений на судне; 
  • оптимизация нагрузки электростанции в ходовом и стояночном режимах; 
  • внедрение культуры энергосбережения на судах; 
  • проверка расходомеров топлива и масла на судах; 
  • контроль состояния корпуса судна и его своевременная очистка. Осуществляется мониторинг нагрузочных (винтовых) характеристик главного двигателя. Ежесуточно контролируется скорость судна относительно суши и воды, погодные условия, скольжение винта. В некоторых случаях производится подводная съемка, позволяющая оценить обрастание корпуса; 
  • контроль расходования цилиндровой смазки главного двигателя на уровне не выше рекомендованного; 
  • установление степени готовности судовой энергетической установки в зависимости от условий стоянки с требованием работы минимального количества механизмов (постоянная готовность и готовность к определенному времени); 
  • использование для покраски корпуса судна инновационных низкофрикционных лакокрасочных покрытий c целью увеличения междокового периода, а также уменьшения обрастания корпуса и исключения подводных очисток в междоковый период; 
  • плановая замена ламп накаливания на энергосберегающие (люминесцентные, в том числе компактные люминесцентные, светодиодные). Оптимальное размещение световых источников (местное освещение, направленное освещение). Повышение светоотдачи существующих источников (замена плафонов, удаление грязи с плафонов, применение более эффективных отражателей). Применение устройств управления освещением (датчики движения, датчики освещенности, таймеры).