ENG

История «Совкомфлота»

Рождение «Совкомфлота» во многом связано с ситуацией, сложившейся на внешнем рынке к началу 1970-х годов. В 1972 году Советский Союз пережил неурожай, после которого правительство приняло решение закупать зерно (преимущественно кормовое) за рубежом. Всего стране требовалось обеспечить морскую перевозку из США и Канады свыше 40 млн. тонн зерна в год. 

При этом между СССР и США действовало временное «Соглашение по некоторым вопросам морского судоходства», в соответствии с которым перевозка всех грузов между портами двух стран осуществлялась по принципу «одной трети»: 1/3 — флотом СССР, 1/3 — флотом США и 1/3 — флотом третьих стран. Стоимость перевозок флотом СССР и третьих стран соответствовала рыночной, а за использование американского флота Советский Союз платил по завышенным ставкам, и эти расходы было необходимо сокращать.

Для решения этой задачи председатель объединения «Совфрахт» Николай Иванович Зуев выдвинул смелую по меркам советской плановой экономики идею: использовать коммерческую схему бербоут-чартера с последующим переходом права собственности на судно к фрахтователю. По сути, речь шла о покупке судна в кредит при отсутствии средств: платежи за судно должны были идти из текущей выручки от его работы, а после выплаты полной стоимости судно должно было перейти в собственность СССР и приносить стране дополнительный доход. 

Ожидалось, что стоимость первых судов (включая проценты по кредитам) могла быть полностью оплачена фрахтом от перевозок зерна из США в черноморские порты меньше чем за пять лет. Реальность этих расчетов не вызывала особого сомнения, так как государственная монополия внешней торговли и монополия фрахтового дела гарантировали грузовую базу для этих судов по среднемировым фрахтовым ставкам. 

Министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко поддержал идею Н.И. Зуева и подготовил докладную записку на имя председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина. 22 марта 1973 года глава правительства одобрил инициативу Т.Б. Гуженко, понимая ее значимость для решения стоящих перед экономикой страны задач. Уже на следующий день, 23 марта, Совет Министров СССР принял решение предоставить Министерству морского флота возможность использовать при поставках зерна коммерческую схему аренды судов на условиях бербоут-чартера. По сути, министерство получило право заниматься коммерческой деятельностью в интересах планового социалистического народного хозяйства. 

В марте 1973 года в составе «Совфрахта» была образована «Контора коммерческих операций» (ККО). Первыми судами, которые зафрахтовала ККО, стали два балкера югославской постройки, дедвейтом по 44,5 тыс. тонн каждый, которые получили названия «Совфрахт» и «Совинфлот». Их передали в оперативное управление Черноморскому морскому пароходству. Суммарная аренда двух пароходов (включая проценты) обошлась стране приблизительно в 14 млн инвалютных рублей. После того, как эксплуатация судов полностью покрыла эти платежи заработанным фрахтом, сухогрузы суммарно принесли стране чистую прибыль в размере почти 44 млн инвалютных рублей. 

Новаторский для плановой экономики механизм доказал свою эффективность и жизнеспособность: он позволил существенно обновить флот без привлечения государственных средств, а также внедрить в практику работы отечественных пароходств самые современные системы управления флотом.

В 1986 году «Контора коммерческих операций» была преобразована во всесоюзное внешнеторговое объединение «Совкомфлот», а уже в 1988 году оно трансформировалось в акционерное коммерческое предприятие (АКП) «Совкомфлот» – одно из первых акционерных обществ современной России.  Учредителями АКП стали Минморфлот СССР и семь морских пароходств: Дальневосточное, Черноморское, Новороссийское, Латвийское, Балтийское, Сахалинское и Советское Дунайское.

Основной целью преобразования в АКП было увеличение валютных поступлений и развитие коммерческой деятельности для укрепление материально-технической базы морского транспорта. 

После распада СССР произошел слом единого хозяйственного механизма под управлением Министерства морского флота. Утрата отечественной грузовой базы и поддержки со стороны государства стала серьезным ударом для морского торгового флота страны. Однако компания справилась с трудностями и уже к 1995-1996 годам прочно встала на ровный киль. 

В 1991 году «Совкомфлот» создал на Кипре дочернюю компанию «Юником» для осуществления комбинированного менеджмента своего флота. Так в «Совкомфлоте» была сформирована собственная культура технического управления флотом, которая вобрала в себя и лучший мировой опыт, и интеллектуальный капитал советской системы, и принятый в отечественной морской отрасли серьезный подход к организации деятельности флота. 

С начала 2000-х компания начала специализироваться на перевозках нефтеналивных грузов. В частности, в декабре 2001 года танкеры «Совкомфлота» первыми начали регулярные перевозки нефти в порты стран Европы из балтийского порта Приморск. 

В дальнейшем компания продолжила планомерно развиваться и стала безусловным флагманом российского судоходства.